Ваш путь по сайту: Главная страница
12.12.2017
Главная страница
Новости
О сайте
О станице
Обращение
Казаки и Церковь
Полемика
Персоналии
Фотогалерея
Наша библиотека
Статьи
Рассказы
Поэзия
Книги
Пьесы
Народные истории
Видео
Аудио
---===---
Контакты
Архив статей
Архив новостей
Полезное
Поиск по сайту
Карта сайта
Гостевая книга
Популярное
Кто он-лайн

казаки — это народ?

Версия для печати Отправить на e-mail
07.11.2015

В казачьей среде постоянно идут споры: казаки — это народ или все-таки сословие? Причем спор этот то затухает, то опять бурно возникает. Необходимость выработки четкого определения кого следует считать современными казаками имеет не только правовое значение. Обсуждение этого вопроса само по себе позволяет казакам осознать свое место в новом историческом периоде, с учётом все более явственных угроз всему Русскому Миру, который казаки расширили и защитили, и были одной из самых важных его скреп.

Вниманию наших постоянных читателей предлагаем статью человека, который жил в двух эпохах; до революции и после неё; Казака станицы Нижне-Кундрюческой, ВВД, Генерального Штаба генерал-майора Исаакия Федоровича Быкадорова (19. V. 1881- 20. IX. 1957, г. Париж, Франция, исследователь, историк, писатель и публицист, автор ряда книг по истории Казачества, множества статей и очерков.в т. ч. «История казачества. Книга 1».    http://www.kazaks.net/istoriya-kazachestva-kniga-1/

Казачий народ

Когда мне было семь лет, мой покойный отец, казак чистых кровей, с возмущением мне рассказывал, что в начале XIX столетия во всех Европах ходили легенды о казаках, — что-де это свирепые дикие люди и питаются они младенцами и сальными свечами. Теперь, когда мне шестьдесят семь лет, мой младший сын, заканчивая среднее образование в хорошей частной школе, с возмущением мне показывал такие же «перлы» из учебника истории, по которому просвещается американское юношество. В XX столетии представление о казаках не далеко ушло от легенд XIX столетия. Давно пора развеять этот смрадный туман, но только в последнее время начали появляться в периодической печати статьи о казачестве. Конечно, интересно и даже положено вспомнить кассов, узов, чигов (чига востропузая), царя Берендея и черных клобуков. Существует много разных теорий о происхождении казаков, но все они не разработаны,недостаточно обоснованы и туманны. Но все же, очевидно, эти теории имеют под собой серьезную почву, если серьезные люди размышляют о них вслух. Но размышления эти касаются главным образом казаков мифологических, времена, так сказать, давно прошедшие. Если же взять времена просто прошедшие, то картина получается не столь туманная, но столь же интересная.

В дни моей молодости я имел счастье быть взводным урядником учебной команды гвардейского казачьего полка. Очень интересный и нарядный был полк. С необозримого пространства от правого берега реки Волги до левого берега реки Уссури отборные представители восьми казачьих войск пополняли этот полк. Сколько разных типов лиц, сколько разных русских говоров, наречий, диалектов, сколько разных ощущений жизни. Но все пропитаны чем-то одним: «Мы, казаки, — люди собственные!», как говорили Уральцы.
Уральские казаки — оригинальнейшие люди, как бы из другой исторической эпохи, и называли они друг друга «Горыныч», мы же их звали «шивирюга» (севрюга), потому что все они были рыболовы, не выговаривали буквы «с» и вместо букв «а» и «о» в некоторых словах употребляли «и»: «итаман с итаманшей пошли на игород игурцы рвать». Они нас звали «воблой» (мы тоже рыболовы) и уверяли нас, что мы не говорим, а «гнем колеса»: все Астраханцы упирали на «о» и сильно окали.

Среди Уральцев много было «сарыазманов», но были и такие рыжебородые, румяные и голубоглазые, что Великороссами от них пахло за версту. А вот Оренбуржцы: рослые блондины с фантастическими чубами «зачесами». Все земледельцы, самые грамотные казаки в полку и по-русски говорили совершенно правильно и чисто. Ловкие Сибиряки и Семиреки, тоже с чисто русским говором. Среди Сибиряков интересная группа казаков, элегантных блондинов с тонкими чертами лица и с польскими фамилиями: Ставские, Кучковские, Кружевецкие, Грибановские, Ерковские и Березовские, отменные джигиты и отомки поляков — участников разных восстаний, сосланных в Сибирь и приписавшихся к Сибирскому войску. Около них буряты Забайкалья с реки Ониона и Аргуни, чудесные наездники, но малограмотные и по-русски говорят неправильно. Действительно казачий народ! Все разные,но все одинаково,с искренним воодушевлением, пели «Наша матушка — Рассея всему свету голова». Каждый день с утра до вечера мы, урядники, подчеркиваем, что мы казаки: «не выпяливай грудь, ты не солдат», «не топочи, ты не в пехоте», «подбери брюхо, ты не мужик». Мы учили не военной выправке, мы учили «уметь носить казачью осанку». «Казачья осанка» — это широкая, твердая поступь, ловкость движений и смелый глаз. Все полны чувства
непоколебимой уверенности, что мы, казаки, сами себя сделали и мы, казаки, сами расставили те вехи, по которым росла и строилась необъятная Русская земля. Все это бывало для нас ясно: мы пришли в этот полк со всех наших вех, со всех концов нашей земли. Мы служили русским Царям и Императорам, потому что они возглавляли эту страну, которая построилась по нашим вехам. И аналогия, которую проводит г. Гаврилыч между
Верховным Атаманом наследником цесаревичем и вице-королем Индии не подходит Тогда уж для полноты картины надо сказать, что казачий Ганди — это генерал Бакланов, потому что про Бакланова поют, что он «сыт железною просфорою и спит на конском арчаке», а про Ганди поют, что он «сыт диким медом и акридами и спит на домотканой парусине», что в сущности одно и то же Но г. Гаврилыч совершенно прав, когда говорит, что среди казаков не было беглых холопов. Холопы оставались у своих господ Были беглые мужественные люди, которые хотели быть господами самим себе и которые строили жизнь по-собственному. Конечно, они не знали,
но смутно чувствовали, что жизнь надо строить так, как она была построена в вольных городах, в Великом Новгороде, Пскове, Вятке, Ростове Великом. А города эти чисто русские, а не Сарыазманские, и казачьи общины были построены по этому русскому образу, а не по образу Золотой Орды Не видел я ненависти и отвращения к казакам. Когда я смотрю картины Репина «Запорожцы» (два варианта) или его же «Черноморская вольница», когда я смотрю картины Сурикова «Степан Разин» (два варианта) или его же «Взятие снежного городка», «Ермак — покоритель Сибири», когда я смотрю бесчисленные рисунки Горшельда, князя Гагарина, Кошелева, Самокиша, Каразина, я не вижу в них ни ненависти, ни отвращения. Когда я читаю «Историю о Донских казаках» инженер-генерал майора и кавалера Александра Ригельмана (и не Сарыазман), на писанную в 1778 году, я нахожу там много
лестных эпитетов, относящихся к внешнему виду донских казаков и к их делам и подвигам. Роман Загоскина из времен Смутного времени «Юрий Милославский» и выведенный там казак Кирша Данилович ни ненависти, ни отвращения не может вызвать. Пушкин называл Степана Разина единственным поэтическим лицом русской истории. В 1827 году он старался поместить в «Северных цветах» песни о Степане Разине, но цензура их запретила.
Пушкин перевел на французский две песни: У нас то было, братцы, на Тихом Дону, На Тихом Дону, во Черкасском городу… На заре было на утренней, На восходе красного солнышка…
Переводы были сделаны для французского литератора Леве Веймара, гостившего в Петербурге летом 1830 года. Пушкин ходатайствует через Бенкендорфа в 1826 году об издании материалов по истории войска Донского Сухорукова. Пушкин писал брату из Кишинева 24 сентября 1820 года: «Видел я берега Кубани и сторожевые станицы. Любовался нашими казаками». Где же здесь ненависть и отвращение? Путешествие Пушкина в слободу Берду под Оренбург: с какой любовью он описывает 75летнюю казачку Бунтову, которая ему рассказывала о Пугачеве. Его записи казачьих песен о Пугачеве в станице Рассыпной. Его «Капитанская дочка». Все это свидетельствует вовсе не о том, на что жалуется г. Гаврилыч. «Тарас Бульба» Гоголя, чудесная повесть «Казаки» Толстого, «Колыбельная песнь» Лермонтова, вдохновенная монография Костомарова «Бунт Стеньки Разина», «Понизовая вольница» Мордовцева. Все это написано не казаками, и нигде никакого недружелюбия к ним найти нельзя.


 

Добавить комментарий

Сообщения в обязательном порядке просматриваются администратором сайта и могут быть изменены или удалены (Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме).


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >
Заголовки новостей
Голосования
Кем являются казаки – особым народом, отдельным от русского, или субэтносом русского народа
 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования