Ваш путь по сайту: Главная страница
22.06.2017
Главная страница
Новости
О сайте
О станице
Обращение
Казаки и Церковь
Полемика
Персоналии
Фотогалерея
Наша библиотека
Статьи
Рассказы
Поэзия
Книги
Пьесы
Народные истории
Видео
Аудио
---===---
Контакты
Архив статей
Архив новостей
Полезное
Поиск по сайту
Карта сайта
Гостевая книга
Популярное
Кто он-лайн
Сейчас на сайте:
Гостей - 1

Казачья одежда

Версия для печати Отправить на e-mail
11.12.2009
Особенности жизни донских казаков отразились на их одежде. Своеобразный вид донской казачьей одежды складывался веками. Облик одежды воссоздают старинные казачьи песни.

На стружках, сидят гребцы — удалые молодцы,
Удалые молодцы — вседонские казаки.
На них шапочки собольи, верхи бархатные,
Пестрорядные рубашки с золотым галуном.
Астраханские кушаки полушалковые,
С зачесами чулочки,
Да все гарусные.
Зелень-сафьян сапожки, кривые каблуки.

Казаки свободно относились к самобытности в одежде и рассматривали ее как один из существенных признаков своей самостоятельности. На Дону любили одежду ярких живописных расцветок, которую казаки привозили из походов. «Их одежда, уборы и оружие,— пишет Сухоруков,— принадлежали разным племенам и народам. Собственно своих одежд долгое время у них не водилось. Русские, турецкие, черкесские и татарские одежды составляли их пестрый наряд, иногда по цветовой гамме и сочетанию вещей весьма и весьма странный. Один являлся в лазоревом атласном кафтане с чисто серебряными нашивками и жемчужным ожерельем, другой — в камчатном или бархатном полукафтане без рукавов и в темно-гвоздичном зипуне, опушенном голубою каймой, шелковой гвоздичного цвета нашивкой; третий — в камчатном или бархатном кафтане с золотыми турецкими пуговками и серебряными застежками… У всех шелковые турецкие кушаки и на нем булатные ножи с черенками рыбьего зуба в черных ножнах, оправленных серебром, красные или желтые сафьяновые сапоги и кунья шапка с бархатным верхом. Многие одевались в богатые турецкие, черкесские, калмыцкие платья, украшали оружием, оправленным с азиатской роскошью серебром и золотом под чернь».


О том, что носили казаки в 1705 году, говорил в Посольском приказе атаман донской зимовой станицы Савва Кочет: «…платья де они носят по древнему своему обычаю, как кому из них которое понравитца: иные любят платье и обувь по черкасски и по калмыцки, а иные обыкли ходить в русских стародревнего обычая в платье, и что де кому лутче похочется, тот тако и творит. И в том де между ними распри и никакого посмехания друг над другом нет». А дальше, как бы предупреждая Петра о том, что среди казаков петровские нововведения не приживутся, говорил: «А немецкого платья де никто из них казаков у них на Дону не носит, и мастеров, то есть портных, которые б немецкое платье могли делать, в городах их казацких не живут».
Петр I и не стал коверкать традиционную казачью одежду. Может быть, просто руки не дошли, а может, понял, что казачья одежда и вообще внешний вид — нечто большее, чем мода, и бритье бород и введение «немецкого платья» у казаков бескровными не будут. Но скорее всего, царь-реформатор в совместных с казаками походах убедился, как приспособлена одежда казаков к боевой жизни в степи.
Одежду донцов А. И. Ригельман описывает так: «Платье носят совсем татарское, парчевое, штофное или суконное, кафтан и полукафтанье или бешмет и штаны широкие, сапоги и шапка черкесские, опоясываются кушаком».

Характеризуя особенности семейного уклада и хозяйственной деятельности верховцев и низовцев, И. Краснов отмечает: «в нравах своих верховые казаки обнаруживают строгость, переходящую иногда в суровость, умеренность в пище и одежде, доводимую иногда до скупости». … «…у низовых казаков не наблюдается ни простоты нравов, ни патриархальности… С давнего времени отличались они щеголеватостью в одежде».

Действительно, казаки верхнедонских станиц одевались весьма непритязательно, практически так же, как жители южно-русских губерний. Примером такого костюма служит одежда казаков-некрасовцев. У них традиционный мужской костюм включал белую рубаху, подвязанную поясом, плетеным из шерстяных нитей. Рубаха одевалась навыпуск поверх портков-шаровар. Сверху рубахи надевали бешмет — стеганый зипун без застежки, желто-оранжевого цвета. Он служил в качестве будничной и праздничной, в том числе свадебной, одежды.

Костюм низовых казаков поражал своей необычностью. Он представлял собой причудливую смесь русских, малороссийских, польских, татарских, калмыцких, турецких, черкесских элементов. Мужской костюм низовых казаков включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы), широкие шаровары, вбиравшиеся в сапоги, зипун, кафтан, шапку, пояс.

В зимнее время казаки носили шубы и тулупы. В походы они одевали грубого сукна зипуны, подпоясанные ремнем, широкие шаровары, убранные в голенища сапог, и шапки из овчины.
При шитье одеж¬ды казаками использова¬лись домотканые конопляные, льняные, а немного позднее — шерстяные суконные ткани наряду с покупными хлопчатобумажными, шелковыми и, реже, шерстяными тканями.

Любимыми цветами казаков были красный и синий. Они использовались и в домашней, и в походной одежде.

Казак более всего ценил одежду не за ее стоимость и даже не за удобство, которым славилась казачья «справа», а за тот внутренний духовный смысл, которым были наполнены каждый стежок, каждая деталь казачьего костюма. По верованиям древних, одежда — вторая кожа, поэтому коренные казаки никогда не носили чужую одежду, не совершив над ней очистительных обрядов, и уж тем более одежду с убитых. Надеть «чуждые покровы» означало войти в «волю» дарителя и потерять свою. Поэтому казак ни за что не надел бы «шубу с царского плеча». Награждая казаков, атаманы дарили им материал «на справу», но никогда не дарили атаманский кафтан. Наиболее ценилась одежда, шитая матерью или женой. Первую крестильную рубашку шила и дарила крестная, она надевалась один раз, всю жизнь сохранялась нестиранной вместе с прядями первых волос, погребалась с умершим или, если казак умирал вдалеке от дома, сжигалась вместе с вещами, которых он касался.

А теперь более подробно о каждом виде одежды:

Шаровары

Казачья старинная одежда очень древняя. В первую очередь это относится к изобретению скифов — шароварам, без которых невозможна жизнь кочевника кон¬ника. «За столетия покрой их не изменился: это широкие шаровары — в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги они будут стирать, и движения всадника сковывать. Так что те шаровары, что находили в древних курганах, были такими же, какие носили казаки и в XVIII, и в XIX веках».
Шаровары, как и рубаха, были основными частями мужской одежды. Эта одежда была и нательной и выходной одновременно.

В литературе шаровары называют: «штаны широкие», «простые шаровары», «широкие шаровары» (у низовых казаков), портки-шаровары. Они, как правило, заправлялись в сапоги.
Шаровары отличались по цвету. В будни носили только синие (киндечные), а в праздничные и свадебные дни наряжались в красные (кырмызовые).

Обязательная часть одежды — шаровары. Подвязывались тонким ремешком — гашником, за которым «в припарку», ближе к телу, пришивался кошелек. Отсюда «спрятать в загашник»
У некрасовцев цвет полотняных или ситцевых портов зависел от возраста мужчины. Красные, «кармазинные», порты носили в будни молодые («портки кырмызовые киндяком подшитые»), синие, «киндяшные», — «сердовые», т. е. среднего возраста казаки, а белые — старики. Зимой поверх полотняных надевали домотканые суконные порты.

Шаровары шили из холста, сукна, плиса, бархата, шёлка, кожи (чембары) и др. Носили их на учкуре — тонком шнуре, протянутом внутри мягкого пояса казачьих шаровар; туго затянутый учкур (гашник, вушкар, вушкарник) поддерживает их на бедрах и незаметен под бешметом и черкеской.

Особое значение имели казачьи лампасы. Считалось, что введены они впервые Платовым, но лампасы обнаруживаются и на старинной ка¬зачьей одежде. Так что при Платове ношение лампасов было только узаконено, а существовали они и прежде, знаменуя принадлежность их хозяина к вольному воинству. Не случайно так гордились и гордятся ими казаки. Не случайно с ними огнем и мечом боролись большевики. За погон, за кокарду, за лампас полагался расстрел на месте.

Рубаха

Казаки верхнедонских станиц одевались практически одинаково с жителями южнорусских губерний. Так традиционный мужской костюм казаков-некрасовцев включал белую полотняную рубаху, украшенную на груди вышивкой и стеклярусом и отделанную красной полосой (кырмызом) по нижнему краю (подолу). Юноши и женатые мужчины носили рубахи с «воротом» — яркой вышивкой счетным крестом на груди (т. е. крестиком, который имел равные лучи и который использовался в счете как зарубка на память). Рубаха подвязывалась поясом, плетенным из шерстяных нитей, и одевалась навыпуск поверх портков-шаровар.

Мужской костюм низовых казаков включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы).
Рубахи в зависимости от их назначения шили из холста разного качества, шелка, пестряди; с распро¬странением фабричных тканей — из ситца, ку¬мача и пр. «Степняки вообще предпочитали шелк другим тканям — на шелке вошь не живет. Сверху — сукно, а на теле — шелк!».

Рубахи: украинская и русская косоворотки с вышивкой. Надевалась под мундир. Считались нижним бельем, «спидницей», в котором «показаться на людях неприлично»

Бешмет

Сверху на рубаху и штаны надевали бешмет. «Большей частью он представлял собою кафтан с перехватом, иногда отрезной в талии, но не со сборками, а с клиньями. Его шили из разных тканей (шерсти, шёлка, репса, атласа, сатина и др.), на подкладке, часто стеганым на вате». Бешмет был длиной чуть выше колен или до колен, с подрезной по талии спинкой, прямыми цельными полами, застёгивавшимися до талии на крючок, с боковыми клиньями. Воротник всегда был стоячим, рукава узкими и длинными. Подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялся кинжал или сабля.

Среди казачьих бешметов XVIII — первой четверти XX века выделяются бешметы казаков-некрасовцев — это верхняя, стеганная на вате или шерсти одежда из шелковой ткани типа «хан-атлас» оранжево-желтого цвета с черными полосами (длинный цветной стеганый кафтан), украшенный тесьмой и стеклярусом. Одежда распашная, подрезная по талии, с длинными узкими рукавами, от пояса слегка расклешенная, застежка справа налево, косая, на восьми пуговицах и воздушных петлях. В последние годы жизни некрасовцев за рубежом бешмет был свадебной одеждой.
Впоследствии ватный бешмет стал прототипом ватника (теплушки), а легкий укороченный защитного цвета — гимнастерки. Бешмет утверждённого по цвету и покрою образца входил в состав форменной одежды всех казачьих войск. Во внеслужебное время казаки могли носить бешметы любого цвета и материала: пожилые казаки носили синего, чёрного, коричневого цветов; молодые — красного, бордового, зелёного, голубого. Бешметы использовались как в качестве уличной, так и домашней одежды. Молодые казаки носили тонкие бешметы в летнее время во время гуляний и праздников. Старые казаки носили дома стёганные на вате бешметы. Стеганые бешметы стариков были более свободного покроя и шились обычно ниже колен. Выходя на улицу, они надевали поверх бешметов каф¬таны, черкески или другую дополнительную одежду.

Теплушка (дон.) — короткий ватный бешмет; цельные полы, правая поверх левой, мягкий стоячий воротник и застежка до пояса на крючках; спина в талии обрезная и нижняя часть от пояса собрана в складки, по 2–3 с каждого бока.

Архалук (архалух, архалык), тюркское наименование бешмета, употреблявшееся в Закавказье. Связано с названием спины, спинного хребта – «аркъа», т. е. «спиногрей».
 


 

Добавить комментарий

Сообщения в обязательном порядке просматриваются администратором сайта и могут быть изменены или удалены (Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме).


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >
Заголовки новостей
Голосования
Кем являются казаки – особым народом, отдельным от русского, или субэтносом русского народа
 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования