Ваш путь по сайту: Главная страница arrow Книги arrow Войско и охрана границ Отечества X – XYIII вв. arrow Вооруженные силы, войны, военное искусство и охрана границ Руси в IX – первая половина XIII вв.) ч.1
18.08.2017

Вооруженные силы, войны, военное искусство и охрана границ Руси в IX – первая половина XIII вв.) ч.1

Версия для печати Отправить на e-mail
09.04.2008

Автор — Сухарев Ю. В.

Древнерусское государство сложилось не позднее 80-х гг. IX в. посредством объединения двух славянских центров — Новгорода и Киева. Образование государства, получившего в исторической науке название Древняя (Киевская) Русь, явилось результатом исторически закономерного развития славянских племен, формирования у них предпосылок государственности: достаточно высокого уровня политической организации общества, культуры, ремесел и торговли.

В оформлении древнерусской государственности, как и в истории многих народов Европы, определенную роль сыграли скандинавские викинги, или норманны, известные на Руси как «варяги». Однако вошедшие первоначально в аристократию молодого русского общества варяги достаточно быстро были ассимилированы славянами.

Особенности развития древнерусской государственности на раннем ее этапе (наличие мощных племенных союзов с местными княжескими династиями и крупных городских центров с вечевым самоуправлением, их подчинение киевскому князю на федеративных началах, особенности зарождавшихся феодальных отношений, отсутствие частной собственности на землю) во многом определили своеобразие военной организации Древней Руси.

Становление Киевской Руси в военном отношении связано с присоединением восточнославянских племен и организацией дальних морских и речных походов. Вклад норманнов в развитие военного дела на Руси заключается в том, что они, будучи лучшими воинами-профессионалами своего времени, привносили сюда и лучшие образцы оружия Западной Европы, навыки судостроения, судовождения, пешего боя, тактические приемы. «При этом они действовали на почве, уже подготовленной к быстрому оформлению военно-феодальной организации, где еще до их появления созрели условия для активного прогресса в военном деле. Можно сказать, что русское военное искусство зародилось на местных, восточно-европейских славянских и иранских (сарматских) военных традициях эпохи антского союза и завоевания Балкан, в сочетании с варяжским и степным (авары, хазары, болгары, печенеги и венгры) влиянием.

Комплектование войска. Основу войска Киевской Руси составляло профессиональное ядро — дружина. Все князья, как киевские, так и племенные (пока они существовали), окружали себя такими отрядами воинов-профессионалов („мужей“) Наряду с этой категорией княжеских соратников, свободных людей, избравших военную службу своей профессией и давших князю клятву верности, в дружине существовал низший слой. Его составляли „отроки“ -неполноправные военные слуги, использовавшиеся и в княжеском хозяйстве. Национальный состав „отроков“ был достаточно пестрым, поскольку помимо добровольцев-соплеменников сюда попадали рабы, военнопленные из различных племен и народов, окружавших Русь. В общественных отношениях эти лица выступали как представители низшего слоя княжеской администрации. К младшей дружине относились также „гриди“ (термин скандинавского происхождения) -телохранители князя, имевшие более, высокий социальный статус. Позднее в летописях они называются „детские“, по-видимому это несовершеннолетние сыновья старших дружинников.

С развитием феодальных отношений к концу рассматриваемого периода „мужи“ стали именоваться „бояре“ (термин тюркскою происхождения, пришедший из Болгарии). Это означало начавшиеся изменения имущественного и социального положения старших дружинников, превращение их в феодальных держателей сел -»кормлений". Оформившийся к середине XI в. слой боярства, куда вошли и представители местной родоплеменной знати, в военном отношении постепенно превращался в совокупность бояр-вассалов со своими отрядами вооруженных слуг. В то же время прежние традиции дружины как союза соратников продолжали определять поведение дружинников до конца данного периода, вызывая их перемещение вместе с князем с одного «стола» (княжения) на другой.

Сведения об общей численности киевской дружины на данный период практически отсутствуют. По сообщению арабского пу тешественника (приблизительно конец УШ — начало ТХ в.), у киевского князя насчитывалось около 400 воинов. Из более поздних источников известно, что в 1093 г. князь Святополк Изяславич имел 800 отроков, что считалось крупной дружиной.

Помимо дружины в распоряжении киевского князя вплоть до второй четверти XI в. находились отряды скандинавов, которые служили по контракту (найму). Периодически, на время похода, в рассматриваемый период привлекались отряды кочевников — венгров, печенегов и торков.

На комплектование войска решающим образом влияло то, что основную массу населения Киевской Руси составляли свободные −5-

общинники-смерды. Они и были главным по численности контингентом ополчений племен и племенных союзов, в которые также входили жители древнейших русских городов и дружины местных князей. Все они выступали в поход по призыву киевского князя под собственным племенным именем («словене», «поляне', „кривичи“ и т. п.) и со своим командованием. Князья призывали принять участие в походе всех желающих, но основной массой таковых оказывалась молодежь, о которой упоминают византийские авторы. В летописях воины-ополченцы упоминаются как „вой“.

С феодализацией общества, шедшей параллельно с усилением власти киевских князей, падает значение племенных институтов. При Владимире было ликвидировано большинство местных династий, введено заменившее их наместничество сыновей киевского князя, более жестко привязавшее племенные союзы к единому центру, что отразилось и на принципах комплектования. Уже с первой трети XI в. славянские племенные этнонимы при определении состава войска перестают употребляться, вместо них появляются новые названия городских ополчений — „кияне“, „смоляне“ и другие, что говорит о возрастающей роли городских общин и преобразовании прежней по­литической и военной организации.

Киевские князья могли собрать огромное, по тем временам, войско. Например, в общерусском походе 907 г. князь Олег имел в своем распоряжении более 80 тыс. человек. Десятки тысяч воинов участвовали в походах князей Игоря, Святослава, Владимира и Ярослава. Случалось, что даже число кораблей, перевозивших войска, не поддавалось учету: „Се идетъ Русь, безъ числа корабль. Покрыли суть море корабли“.

Организация войска. Войско Киевской Руси состояло из пехоты, конницы и лодейного флота. Главным родом войск на протяжении почти всего периода являлась пехота, основную массу которой составляли „вой“ ополчения. Ударной силой пехоты и вообще войска киевских князей до 30-х гг. XI в. оставались отряды хорошо вооруженных профессиональных наемников-варягов.

Киевская конница в начале была малочисленна. Несмотря на то, что славяне с глубокой древности использовали лошадей и умели ездить верхом, они предпочитали сражаться пешими еще в X в., а в Новгороде — и в начале XIII в. Скандинавы, которых арабские авторы и называют собственно русами, также, по их словам, „воюют обычно на кораблях и храбрости на конях не проявляют“. Поэтому основную часть конницы первых киевских князей в их походах составляли наемные венгры или печенеги. Известен случай, когда конное ополчение в состав киевского войска выставили и жившие на юге, у моря, славяне уличи. Княжеская дружина могла сражаться на конях, но численность ее была невелика. Не обладала она и достаточными навыками. Их хватало, чтобы побеждать кочевников, но, как показал опыт Святослава на Балканах, оказалось явно недостаточно, чтобы противостоять кавалеристам Византийской империи.

Вследствие феодализации общества, а главным образом ввиду необходимости иметь сильную конницу для защиты от нападений печенегов, участившихся после 980 г., численность русской кавалерии быстро возрастала. Лучшие лошади поступали из Венгрии. Успешно развивалось коневодство, в первую очередь в княжеском хозяйстве, о чем упоминают летописи. Имели место случаи, когда князья выдавали коней ополченцам на период боевых действий. Наконец, в 1036 г. Ярослав Мудрый под Киевом разгромил печенегов, причем они разбежались далеко в разные стороны и никогда более не составляли единой народности. Это было бы невозможно без многочисленной конницы, способной не просто вести преследование, но решать стратегические задачи. В 1060 г. объединенное войско сыновей Ярослава нанесло столь же мощный удар по племенам торков, после чего часть из них покинула причерноморские степи, а другая перешла на службу к русским.

В основе организации войска Древней Руси лежала десятичная система. Это отразилось в названиях представителей земской администрации. Так, в Новгороде и Пскове выборные должностные лица назывались „соцкими“, а „тысяцким“ во всех русских землях назывался командующий ополчением. На эту ключевую должность всегда выбирайся представитель старой племенной знати. „Тысяча“ -синоним ополчении города или всей „земли“.

В XI в. происходят некоторые изменения в организации войска. Появляется новая организационная единица — часть объединенного киевского войска — полк, всегда состоящий из однородных по составу сил — ополчение или целиком войско одного княжества, или союзники (наемники). На данный период нет точных сведений о том, как назывались подразделения полка. Стяг (боевое знамя) служил главным средством управления в бою. „Поставить стяг“ означало начать сбор войска. На поле боя это обозначало сбор, построение боевого порядка. С древнейших времен в войске присутствовали музыкальные инструменты — рога и трубы, а также бубны, служившие для воодушевления воинов, шедших в бой, и подачи звуковых сигналов.

Вооружение русских воинов составляли копья, дротики (сулицы), луки, боевые ножи, а также топоры трех основных типов — тяжелые секиры скандинавских наемников на длинных рукоятях, кавалерийские топорики-чеканы с узким лезвием — азиатского происхождения и топорики славянского пехотного типа с широким лезвием. Широко употреблялось ударное оружие: палица с металлическим, а иногда и с каменным навершием и кистень — боевая гиря на ремне или цепи. Защитным вооружением служили шлемы двух основных типов: европейского — полусферического и азиатского — конического и сфероконического типов. И те, и другие нередко снабжались полумаской или имели неподвижный „нос“ для защиты лица. Щиты чаще всего применялись круглые, варяжские, или миндалевидные, общеевропейского типа. Реже встречались пластинчатые и кольчатые „брони“. Металлические доспехи в этот период, как правило, являлись достоянием профессионалов — также, как и мечи.

Древняя Русь имела многочисленный лодейный флот. Например, в уже упомянутом походе Олега на Константинополь (Царьград) в 907 г. флот ру-сов состоял примерно из двух тысяч судов со средней численностью экипажей (десанта) 40 человек. Многие исследователи справедливо отмечают, что в большинстве случаев лодьи использовались как транспортное средство для перевозки войск. Вместе с тем известны примеры боевых действий русского флота. Так, в 941 г. флот Игоря у берегов Византии принял бой с флотом противника. Техническое превосходство греков, применивших зажигательную смесь (так называемый „греческий огонь“), предопределило поражение русов. В другой раз (1043 г.) русский флот разгромил отряд византийских кораблей. Византийцы высоко ценили русов и славян как воинов и мореходов. На протяжении всего X и в начале XI в. они постоянно приглашали их в качестве союзников или наемников для действий на Средиземном море против арабов и других своих противников.

Воинское обучение и воспитание. Исключительное внимание наши предки уделяли воинскому воспитанию подрастающего поколения. Обучение профессионального воина начиналось в раннем детстве со дня „пострига“ или „посаженья на коня“. С этого акта мальчик вступал во взрослую жизнь, переходя жить в половину отца, под опеку „дядьки“, начинавшего готовить его как в физическом, так и в морально-психологическом отношении к преодолению трудностей боевой и походной жизни. Если представители высшей аристократии готовились индивидуально, то для детей дружинников важную роль имел институт „гридей“ (позднее — „детские“), проходивших воинское обучение и воспитание коллективно, под контролем своих командиров и придворных.

В воинском воспитании главное внимание удел ялось формированию таких качеств, как преданность своему князю, в том числе и после его смерти, и личная честь — неукоснительное соблюдение определенного кодекса поведения. В бою это означало безусловную готовность на самопожертвование ради князя и даже готовность умереть на том же месте после его гибели. Как и на Западе, честь для воина-профессионала являлась понятием абсолютным и далеко превосходившим ценность жизни. Для князя помимо личной чести и даже более важной ценностью являлась слава — утвердившееся в обществе представление о нем как о справедливом, щедром, благочестивом правителе, храбром и удачливом полководце.

Помимо индивидуальных представлений и качеств, стимулировавших определенный тип поведения, в древнерусском войске, причем не только в дружинной среде, было чрезвычайно развито понятие коллективной чести и славы. Так, воинов Святослава, осажденных превосходившими силами византийцев, более всего волновал вопрос о славе русского оружия, до тех пор остававшегося непобедимым. Поэтому смерть в бою для них выглядела предпочтительнее, чем прорыв с боем из крепости и уход с Дуная без перемирия и добычи, что считалось равносильным бегству и признанию себя побежденной стороной. Святослав был готов по­гибнуть, так как „мертвые сраму не имут“, а дружина выражала готовность сложить головы там, где его „голова ляжет“, но не уронить чести русских воинов.

С принятием православия воинская идеология облагораживается. Слова Евангелия: „Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих“,— означающие готовность к самопожертвованию не только ради князя и войсковых товарищей, но и за всех тех, кого призван защищать православный воин, становятся отныне основой его поведения. С усилением и всесторонним развитием Киевской Руси расширяются и представления русских людей о ее и своей собственной роли в истории. Воины Руси, „славной во всех четырех концах земли“, уже могут прочесть » первом произведении русской литературы — «Слове о Законе и Благодати», что они живут в Богом избранной стране, которой предназначена великая судьба — служить идеалам христианской любви, добра и справедливости и возглавить борьбу с мировым Злом во имя торжества Божьей правды на земле.



 

Добавить комментарий

Сообщения в обязательном порядке просматриваются администратором сайта и могут быть изменены или удалены (Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме).


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >
Rambler's Top100 Яндекс цитирования